МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР ВСЕГДА ОТКРЫТ ДЛЯ ВАС

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

              
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
v  Расскажите ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
v  Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
v  Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок, когда пойдёт в сад.
v  Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: "Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом". Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните ему, что в группе будет много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: "Воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, тебе придётся немного подождать". Попробуйте поиграть с ребёнком во все эти ситуации дома.
v  Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.
v  Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к нам по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
v  Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
 
 
v  Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
v  Убедитесь в собственной уверенности, что в вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребёнок отлично чувствует, когда сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
v  Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
v  Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
v  В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
v  В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка.
v  Если через месяц ваш ребёнок не привык ещё к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.




ПРОГНОЗ ВЕРОЯТНОЙ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ
*    Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ
*    Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ
*    Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ
*    С ребёнком не удаётся установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родителя авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателями, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.



Проблемы адаптации в ДОУ
Муниципальное дошкольное учреждение комбинированного вида детский сад №270.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
проходят через адаптационный период.
Адаптация - от латинского слова «приспособляю» - это сложный
процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
физиологическом, социальном, физиологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
В нашем дошкольном образовательном учреждении  разработана программа адаптации воспитанников на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматривает несколько блоков: работа с детьми, родителями, взаимосвязь с другими специалистами.

Цель:
1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период
адаптации.
2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние.
3.Сохранение аппетита, хорошего сна; прибавка ребенка в весе.
4.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня,
как в детском саду, так и в семье.
5.Создание оптимальных условий для развития ребенка.
б.Определение индивидуального плана коррекционной работы с ребенком.

Блок: Работа с детьми
1. Знакомство с ребенком на основе документов.
2. Антропометрия в начале и конце адаптационного периода.
3. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья
ребенка.
4. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми
(психическое здоровье).
5. Формирование навыков общения.
6. Психолого-педагогическая диагностика.

Блок: Работа с родителями
1. Встречи, беседы с родителями.
2.Сбор  данных, анкетирование.
3. Консультации по воспитанию и развитию ребенка.
4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода,
переведение ребенка на общий режим.
5. Встречи и консультации с психологом, логопедом, педиатром.

Блок: Взаимосвязь с другими специалистами
1.Определение уровня развития, составление индивидуального режима
ребенку, плана коррекционной работы в период адаптации специалистами:
психологом, педиатром, логопедом, воспитателями.
2. Консультации для воспитателей «Создание оптимального режима для
детей в период адаптации».
3. Проведение МПс консилиума по теме «Адаптация ребенка в детском
саду»
4. Заполнение карт наблюдений за ребенком в период адаптации.
Результат:
1. Разработка индивидуального режима в период адаптации.
2. Консультации и рекомендации для воспитателей и родителей.
3. Проведение коррекционной работы.
4. Заключение МПП консилиума о периоде адаптации.
5.Создание условий для благоприятного течения периода адаптации
посредством взаимосвязи всех блоков.

У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках
нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний,
проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в
новую социальную среду.
Программой выделены 3 вида привыкания (адаптации) ребенка к
новым социальным условиям.
Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца):
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней),
- аппетита (норма по истечении 10 дней),
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,
угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и
игровой активности приходит в норму за 20-30 дней,
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность
практически не изменяются,
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за
2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в
течение месяца (2-3 недели нормативно).
Если данный этап затягивается до 40 дней, то это средняя
адаптация, характерна для детей до 1,5 лет, у более старших детей - при
условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок
семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно:
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная
деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное
состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая
значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие
со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения
отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая
респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым
нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации
характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при
кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со
сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии,
подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен,
иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые
изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна
временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как
правило, дети заболевают в течение первых 7 дней и продолжают повторно
болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой
адаптации к условиям детского сада являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного
учреждения,
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- неумение занять себя игрушкой,
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

В связи с этим, программой определены основные критерии для
наблюдения за ребенком в период адаптации:
- эмоциональное состояние;
- поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
- особенности аппетита;
- особенности периода засыпания и сна;
- отношение к предметному миру и игрушкам;
- речевая активность;
- двигательная активность;
- общее состояние организма;
- взаимодействие со взрослыми;
- взаимодействие со сверстниками.
Одним из приоритетных направлений программы является работа с
родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в
тесном сотрудничестве с родителями возможно создать необходимые
условия для благоприятного развития ребенка.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для
детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к
условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению
в детский сад.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский
сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от
домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура
помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым
сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к
требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к
детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения
взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на
детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от
профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты,
внимания.
В ДОУ организован адаптационный консультативный пункт. Его
целью является:
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и
психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими
особенностями;
- решение проблем адаптационного периода;
- создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
- личностное развитие детей раннего возраста;
- создание дома режима приближенного к детскому саду;
Задачи:
- познакомить родителей с организацией воспитательно-образовательной
работы в ДОУ;
- подготовить ребенка к посещению детского сада;
создать непрерывную систему в воспитательно-образовательной,
оздоровительной работе ДОУ с семьей.
План работы консультативного пункта
1. Создание банка данных о контингенте детей в возрасте от 1 до 2 лет,
не посещающих ДОУ по информации из детской поликлиники.
2. Прием заявлений родителей об устройстве ребенка в ДОУ.
3. Встречи с родителями, сбор необходимой документации.
4. Анкетирование родителей.
5. Создание банка данных на ребенка: его привычки, особенности
характера, аппетита, состояние здоровья и т.п.
6. Организация Дней открытых дверей:
- экскурсия по детскому саду;
- знакомство с группой, педагогами, детьми;
- свободные игры детей;
- встречи с заведующей и другими сотрудниками ДОУ;
- беседы с родителями об особенностях развития детей, режиме, питании в
ДОУ;
- знакомство с визитной карточкой ДОУ;
- участие в проводимых в ДОУ развлекательных мероприятиях.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и
спокойнее, нами используются различные методы, приемы и формы работы.
Прежде всего, это создание естественной стимулирующей среды, в которой
ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую
активность.
В ДОУ активно применяется метод «песочной терапии». Игры с песком
- это проявление естественной активности ребенка. По мере возможности
первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Песок
является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет
замечательное свойство «задерживать» негативную психическую энергию,
стабилизировать эмоциональное состояние.
Песочница прекрасный посредник для установления контакта с
ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать
взрослому о своем переживании, то в играх с песком все становится
возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких
фигурок, создавая картинку из песка, ребенок освобождается от напряжения
и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть мир ребенка в
данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как
развитие коммуникативных навыков, т.е. умение общаться. Через игры с
песком мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь и
память.
Снизить эмоциональный дискомфорт помогут такие приемы, как
альбом семейных фотографий, любимые игрушки. Фотографии родных
могут помочь ребенку не чувствовать себя оторванным от семьи. Если
ребенок уже может самостоятельно рассказать о себе и семье, то следует
начать общение с ребенком именно с рассматривания альбома. А любимая
игрушка поможет успокоить, отвлечь ребенка, почувствовать себя увереннее.
В заключении хотелось бы отметить, что в каком бы возрасте ребенок
не поступил в образовательное учреждение, необходимо помнить, что
безболезненность адаптации к новым условиям возможна только на основе
подготовленности к ним. Успешность этого процесса будет зависть от
психофизиологических особенностей, характера связей со взрослыми и
сверстниками.

Идем в детский сад!

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении. С какими реальными проблемами возможно придется столкнуться вам и малышу и как сделать процесс адаптации более мягким?
Когда Настя, которой недавно исполнилось три года, первый раз пришла в сад, ее мама, Оксана, не могла нарадоваться: дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: "Пока, дочка!", но девочка даже не услышала, так была занята.
Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что она даже не хочет уходить. На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что дочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Настя устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: "Не уходи!" Она упиралась и не хотела заходить в группу, но тут на помощь подоспела воспитательница. Она взяла девочку на руки и сказала Оксане идти. Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что она все это время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась, было ли ее решение отдать ребенка в сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?
Эта ситуация очень типичная, Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем не просто.
Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому легко, а кому трудно

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 — подъем, умывание, одевание; 8:30 — крайнее время для прихода в сад; 8:40 — завтрак, 10:30 — прогулка, 12:00 — возвращение с прогулки, 12:15 — обед, 13:00 — 15:00 — дневной сон, 15:30 — полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье -это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Почему он так себя ведет?

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться к саду, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши якобы ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.
Эмоции ребенка
В первые дни пребывания в саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (кроха явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда малыш вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции и "заторможенность", как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
Контакты со сверстниками и воспитателем
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными.
Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
Познавательная активность
Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
Навыки
Под влиянием новых внешних воздействий в первое время малыш может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
Особенности речи
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
Двигательная активность
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
Сон
Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
Аппетит
В первое время у ребенка может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
Здоровье
В это время снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но может растянуться на 3-4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте резко ребенка от "дурных" привычек, если не отучили до поступления в детский сад  (например, от соски, но используйте только дома)  в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете "проиграть" с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
  • И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
  • Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  • У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" остается один очень важный человек — мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает.
Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже "рвется" сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на "нет". Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ  ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ


Стиль воспитания
Особенности ребенка
Трудности,
с которыми сталкивается ребенок в ДОУ
«Кумир семьи». Родители восхищаются, умиляются, «слепо» любят, слово ребенка закон.
Опережает сверстников в запросах, отстает в элементарных навыках развития: одеться и т.д. 
Капризы, отставание от сверстников в умении справляться с элементарными вещами.
«Гиперопека». Взрослые продумывают жизнь ребенка до мелочей  осуществляя постоянный сверх контроль, вознося ребенка на пьедестал и готовят из него «вундеркинда».

Несамостоятелен, загружен сверх меры, безволен, лишен творческого начала.
Неуверен, боязлив, ведет себя по принципу «как бы что не вышло», может боятся детей.
«Гипоопека». Родители практически не обращают внимание на ребенка, не только не ласкают и не играют с ним, но никогда не интересуются сыт ли он, как он одет н т.д.

Ощущает себя ненужным, неполноценным
В ДОУ чувствуют себя хорошо, но переняв родительский стиль поведения может быть агрессивен, либо излишне прилипчив.
«Безнадзорность». Ребенка не замечают, алкогольные семьи.

Возможна ЗПР.
В ДОУ оказываются редко.
Воспитание по типу «Золушка».
Ребенок не знает о ласке и любви, его все время оскорбляют, сравнивают с другими детьми.
Чувствует себя ненужным ущербным, всего боится, не знает как себя вести
Рассеян, малообщителен, так как часто уходит в мир своих фантазий, часто испытывает депрессию, невротизируется.

«Ежовые рукавицы». Агрессивное поведение направленное на ребенка.

Всеми поступками ребенка управляет страх. Ребенок ожесточается.
Агрессивное поведение, особенно по отношению к более слабым.
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Реализация родительских амбиций, через ребенка  ребенку поручают заботится о младших или престарелых.

Ребенок не справляется с ситуацией, всегда озабочен, серьезен, не считаясь с его возможностями.
Боязнь сделать ошибку нерешительность чрезмерная требовательность, отказ от занятии.
Воспитание по типу «Культ болезней». Родители чрезмерно обеспокоены по поводу реальных или мнимых заболеваний. Потворствуют всем желаниям ребенка.

Маленький тиран. Озабочен здоровьем.
Трудности в общении, возможны капризы, лесть, приспособничество, частые заболевания.
Воспитание но типу «Кронпринца». Родители делают карьеру, а недостаток своих чувств компенсируют подарками.
Часто тоскует о родительской любви, завидуют другим детям,  безволен.
Могут быть чрезмерно прилипчивы к взрослым, боязливы, робки. Возможны проблемы в в эмоциональном развитии.