МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР ВСЕГДА ОТКРЫТ ДЛЯ ВАС

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

В ожидании первого звонка
Как мы готовим ребенка к школе? Большинство ограничивается тем, что пытается научить его чтению, письму и счету. Пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные `уроки` сопровождались скандалами, криками и слезами.
`Ты до тех пор не пойдешь гулять, пока...` Далее перечень того, что он должен прочитать, написать и т.д. `Подготовленный` таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно `домашний запас` кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего урока, плохо `схватывает` то, что видит и слышит, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.
Может лучше совсем не готовить ребенка к школе? Придет время, там всему и обучится? Педагоги и психологи считают, что обязательно надо. Только без принуждения и наказаний.


Здоровье ребенка

Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, сделаны ли ему все необходимые прививки. Врач же подскажет, как лучше закаливать вашего малыша. Надо, чтобы в школу он пошел физически крепким и закаленным. Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать маме и бабушке. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.

Радость ожидания

Хорошо, если во время каникул вы зайдете с малышом в школьное здание. Отведите в комнату первого класса. Пусть он посмотрит, как она оформлена, какая там стоит мебель, как выглядит классная доска. Обычно такая экскурсия производит очень большое впечатление. Постепенно у ребенка проснется интерес к новой жизни, которая его ожидает, он начнет мечтать о том дне, когда сядет за парту.
Особую радость ребенку доставляют покупки школьных принадлежностей. Делать их надо постепенно, пусть ваш малыш выбирает сам то, что ему больше нравится. Сначала лучше приобрести ранец (портфель, сумку). Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, даже по улице, повертеться перед зеркалом.
Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой. Скорее всего они станут на какое-то время его любимыми игрушками. Пусть поиграет, но под вашим присмотром.
Вместе подберите обложки для тетрадей и книг, разрежьте и разложите по кармашкам буквы из разрезной азбуки. Только не превращайте это занятие в нудную обязаловку!
Приятными должны быть и хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол или домашняя парта, то надо заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить, вышивать... Так он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел.


Уже не единственный

Имейте в виду, что `домашнему` ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сорок минут сидеть и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников.
Постарайтесь устроить так, чтобы он еще до школы почаще общался со сверстниками: запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, сами чаще ходите в гости, приглашайте к себе в гости знакомых с детьми.
Первокласснику приходится самому себя обслуживать: складывать принадлежности в ранец, одеваться, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы. На уроках физкультуры многие дети испытывают трудности именно в этом.

Так что, если вы слишком опекаете свое ненаглядное чадо, делаете за него все сами, мысль о том, как это потом помешает ему в школе, должна заставить вас изменить свое отношение к нему. Любовь - любовью, а к самостоятельности ребенка надо приучать с раннего детства.


ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает огромная пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если ребенок посещал подготовительные курсы и готов к учебе. Родителям потребуется колоссальное терпение и такт, чтобы в один прекрасный день чадо не заявило: «Все! Больше в школу не пойду!»
Как же сделать так, чтобы первое сентября не стало шоком для вашего ребенка, а превратилось в радостный и полный открытий день.
Родителям нужно очень хорошо представить, что такое для ребенка школа. Чтобы не получить «нервных срывов» в первые же месяцы, необходимо сформировать у ребенка правильное представление о школе. Это в первую очередь, режим дня. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя рано вставать. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий, с трудом высиживает уроки, переутомляется. Лучше начать приучать будущего первоклассника к новому режиму еще до школы, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Но если вы этого не сделали, проявите твердость и добейтесь, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее 9 часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, к этому времени должно быть закончено и приготовление уроков. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса.
Родителям будущих первоклассников можно порекомендовать тихим летним вечером взять ребенка за руку и сходить в школу, где ему предстоит учиться – познакомить: показать классы, парты, рассказать, что он будет делать в этих классах (физкультурный, музыкальный). Будет хорошо, если ребенок познакомится с учителем, чтобы он знал и видел, что этот человек к нему хорошо относится, что это человек не незнакомый (как это часто бывает, когда ребенка приводят в первый класс, он впервые видит учителя).
Следующий аспект, это конечно новые принадлежности. Некоторые родители делают так, что первого сентября ребенок, проснувшись, видит подарок: пенал, портфель и прочее. Учителя начальных классов говорят, что у ребенка уходит месяц – полтора на то, чтобы приспособиться к школьным принадлежностям, которые купили ему родители. Психологическая рекомендация может быть такая: чем проще у ребенка будут предметы в первом классе, тем легче ему будет с ними обращаться. И необходимо за неделю, за две познакомить ребенка с теми предметами, которые купили.
Безусловно, для ребенка будет новым школьный детский коллектив. Здесь выигрывают те дети, которые ходили в дошкольные учреждения. Они уже представляют свой статус внутри детского коллектива, а тем, кто не ходил, конечно сложнее. Но со всеми детьми, желательно вечером перед сном, необходимо проговаривать: «Когда ты придешь в школу, у тебя там появятся новые друзья, у вас будут совместные интересы, ты будешь с ними дружить» и т. д.
В первые недели учебы, пока дети привыкают друг к другу, между ними нередко возникают конфликты, идет распределение ролей в будущей иерархии. Очень важно, чтобы в этот момент ребенок сумел показать себя с лучшей стороны, безболезненно вписался в новый коллектив. Подготовьте ребенка к тому, что ему не удастся сразу со всеми подружиться, что не все одноклассники оправдают его ожидания. Расскажите, как мирно сосуществовать с другими людьми. Робких, застенчивых детей стоит научить знакомиться, показать им, как сделать, чтобы другие ребята приняли их в свою игру.
Необходимо объяснить ребенку, что абсолютно неприемлемо в детском коллективе ябедничать, жадничать, хвастаться, проявлять агрессию по отношению к другим детям. Но малыш должен уметь давать отпор обидчикам. Обязательно научите малыша отстаивать свое мнение, причем не только в спорах с одноклассниками, но и с учителями. Расскажите ему, как, оставаясь доброжелательным и вежливым, защитить свою точку зрения.

Научите его быть щедрым и радушным, но объясните ребенку, что покупать дружбу одноклассников при помощи чипсов и лимонада или отдавать все свое добро по первому требованию классных «рекетиров» - это мало эффективно и недейственно.
Очень важно, чтобы ребенок знал, что если у него возникнут какие-то проблемы, то родители придут на помощь. Ребенок должен быть твердо в этом уверен. Только такой ребенок будет психологически защищен.

Итак, впереди у вашего ребенка – годы учебы, открытий и кропотливой работы, падений и взлетов. Но первый класс, с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша навсегда. В нашей власти сделать так, чтобы эти воспоминания были лишь светлыми и радостными.

Рекомендованные игры и упражнения для подготовки к школе

Игры на определение сходства и различия между предметами (операции анализа и сравнения):

  1. Игра «Найди отличия».  Ребенку показываются два предмета (различных по форме, цвету, размеру) и предлагается определить те признаки, которыми они  отличаются. Еще один вариант игры: среди нескольких игрушек или предметов предложить ребенку отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить ребенка объяснить, чем отличается предмет.
  2. Игра «Найди сходство». Ребенку показывается два предмета и предлагается определить те признаки, которые являются у них общими. Можно использовать несколько игрушек или предметов. Ребенку предлагается отыскать два одинаковых предмета.
  3. Игра «Составление предложений». Взрослый называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Ребенок должен составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти слова. Примерные наборы для предъявления: море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.
  4. Игра «Сгруппируй буквы». Ребенку предлагается сгруппировать одинаковые буквы: по названию, написанные жирным шрифтом, все прописные, строчные, печатные и др..
  5. Игра «Назови предмет». Взрослый называет ряд признаков предмета. Ребенку необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч);  освещает, греет, дает жизнь (солнце);  главы, буквы, страницы (книга) и др.

Игры на развитие обобщения, классификации:

  1. Игра «Аналогии». Подобрать нужное слово по смыслу:

             Лошадь – жеребенок, корова - ………………(теленок)
             Яйцо – скорлупа, картофель - ……………….(кожура)
             Ложка – каша, вилка - …………………………(мясо)
             Ухо – слышать, зубы - …………………………(жевать)
             Пробка – плавать, камень - …………………….(тонуть)
             Дерево – сук, рука - ……………………………..(пальцы)
             Дождь – зонтик, мороз - ………………………..(шуба)
             Школа – обучение, больница - …………………(лечение)
             Нож – сталь, стол - ………………………………(дерево)
             Птица – гнездо, человек - ……………………….(дом)
             Хлеб – пекарь, дом - ……………………………..(строитель)
             Пуговица – пальто, ботинок - ……………………(шнурок)
             Коса – трава, бритва - …………………………….(волосы)
             Нога – сапог, рука - ………………………………(перчатка)
             Вода – жажда, пища - …………………………….(голод)
             Электричество – проволока, пар - ……………….(труба) и т.д.

  1.   Игра «Подбери слово».  Подобрать нужное слово.

          Нож – режет, игла - ……(острая, колет, стальная, тонкая, блестящая)
          Врач – больной, учитель - …..(указка, очки, класс, журнал, ученик)
          Темный – светлый, радостный - …(печальный, сердитый, веселый, красивый)
          Часы – время, градусник - …….(больной, стекло, кровать, врач, температура)
          Человек – квартира, птица - ….(поет, птенец, яйцо, гнездо, дерево)
          Роза – цветок, бабочка - ….(полезная, летает, насекомое, красивая, маленькая)
          Стул – деревянный, свитер - …(пушистый, теплый, мой, шерстяной, серый)
          Школа – учиться, завод - ……(машина, работать, рабочие, станки)
          Город -  дом, лес - …..(заяц, дерево, мох, волк, деревья) и др.

  1.   Дидактические игры  в картинках «Аналогии»

  1. Игра «противоположные слова» (словесно-логическое мышление)
    • Веселый - …(грустный)
    • Бежать – ….. (стоять)
    • Высокий - ………
    • Глубокий - ……….
    • Пушистый - ………..
    • Красивый - ………….
    • Холодный - …………..
    • Большой - ……..
    • Хитрый - …………
    • Север - ……………
    • Узкий - …………….
    • Тесный - ………………
    • Небесный - ……………
    •  И т.д.

  1. Игра «Четвертый лишний» Необходимо исключить лишнее слово (абстрактно-логическое мышление)
§  Яблоко, морковь, капуста, перец
§  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки
§  Ручка, бумага, карандаш, фломастер
§  Корова, коза, лось, лошадь
§  Термометр, врач, учитель, медсестра
§  Тюльпан, лилия, огурец,  ромашка, фиалка
§  Река, озеро, море, мост, пруд
§  Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла
§  Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
§  Тополь, береза, орешник, липа, осина
§  Курица, петух, орел, гусь, индюк
§  Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
§  Саша, Витя, Катя, Коля
§  Веселый, быстрый, грустный, удивленный



  1. Выделение двух существенных  признаков (словесно-логическое мышление)
§  Лес - ……………..    (Почва, грибы,  охотник,  дерево, волк)
§  Сад - ………. (растения, садовник, собака, забор, земля)
§  Город - ……….(автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
§  Больница – ……(помещение, уколы, врач, градусник, больные)
§  Игра - …..(карты, игроки, фишки, наказание, правила)
§  Война - … (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
§  Книга - …(рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
§  Пение - …. (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
§  Газета - …(происшествие, кроссворд, бумага, новости, буквы, слова)
§  Спорт - … (медаль, оркестр, соревнования, победа, стадион)
§  И т.д.

Пересказ, осмысление текста: читать небольшие рассказы, пересказывать и отвечать на вопросы по тексту.

Галка и голуби
      Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они её выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те её тоже не признали и выгнали.

Вопросы:
§  Что услыхала галка?
§  Почему голуби выгнали галку?
§  Кто еще не принял галку?

Лев и мышь
    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь.
    На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву.
    Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Вопросы:
§  Кого поймал лев?
§  Что сделал лев с мышкой?
§  Как спасла мышка льва?

Любые другие рассказы.

Игры на развитие беглости и гибкости мышления:

1.      Игра «Назови соседей». Взрослый бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 12. Поймав мяч ребенок должен назвать соседей  названного числа.
2.      Игра «Как это можно использовать». Взрослый предлагает ребенку найти большее число вариантов использования какого-либо предмета.
3.      Игра «Комбинирование». Взрослый предлагает ребенку придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.
4.      Игра «Один-много». Взрослый бросает мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч и говорит слово в единственном числе. Главное сохранять высокий темп игры. Возможные слова: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, шарфы, листы, слоны, грибы, ножи, блины, косы, глаза, коржи, столы, бананы, гномы, братья, рты, ковши и тд.
5.      Игра «Мяч – соединитель». Взрослый бросает мяч ребенку, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, быстро произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно. Варианты несогласованных слов: «собака, гулять», «дерево, расти», «солнце, светить», «портной, шить», «ученик, отвечать» и т.д.

 Развитие математических способностей.  1) счет до 10 и обратно; 2) какое число больше, какое меньше 3) «соседи чисел», 4) примеры на вычитание и сложение в пределах 10-12,  5) решение простых задач.
  
Формирование школьной мотивации  1) рассказывайте веселые истории из собственного школьного опыта «мама и папа первоклассники»; 2) читайте художественную литературу  со школьной тематикой; 3)организуйте прогулку по школе; 4)играйте в сюжетно-ролевые  игры о школе; игра «что нужно ученику»; 5)рассказывайте о правилах школьной жизни; 6)будьте адекватны к успехам и неудачам ребенка. Адекватная самооценка ребенка – залог его психического здоровья.
  На  листах с текстом (обрезки газет, журналов, старых книг) ребенок ищет и зачеркивает определенные буквы и символы.  Например: Б,С,А и т.д. (развитие внимание)


Полезные рекомендации и игры на развитие логического мышления для детей


Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями). Здесь важно обратить внимание на то, чтобы ребенок выделял как можно больше признаков сравниваемых предметов, опираясь при этом на разносторонний анализ объекта.

Игра «Исследователь»

Вы и ребенок – «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди
выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить и т. д.


Игра «Чем похожи и чем отличаются"

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Например:
• платье и кроссовки;
• роза и тюльпан;
• заяц и волк;
• сосна и каштан;
• холодильник и пылесос;
• тетрадь и книга;
• клюшка и ракетка;
• рыбы и птицы;
• море и океан;
• человек и обезьяна.

Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо
указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства.

Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного признака, пропускает ход.

В этой игре задание тем сложнее, чем более сложные и менее известные ребенку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие. (имеется в виду, что ребенку гораздо проще сравнивать реальные предметы, то есть, если вы продемонстрируете ему настоящую клюшку и ракетку, ему будет сравнить их гораздо легче, чем если вы просто назовете ему эти два слова. Так же, как нарисованного человека и обезьяну сравнить намного проще, чем просто эти два слова. И так же намного проще сравнить конкретные понятия, допустим, воду и хлеб, чем абстрактные: добро и зло. Но смысл упражнения в том, чтобы идти от простого к сложному, и чтобы ребенок научился сравнивать не сами предметы, а понятия, без демонстрации предметов, то есть постепенно переходил от конкретного к абстрактному мышлению, а также умел сравнивать не только конкретные, но и абстрактные понятия).

С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть трех типов:
• на предположение, угадывание, додумывание;
• на выяснение причины или смысла происходящих событий;
• на принятие решения и планирование своих действий.

Например.

Вопросы первого типа:

- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен телефон?

Вопросы второго типа:

- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?

Вопросы третьего типа:

- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?

Разнообразить игру можно поочередной сменой ролей: один вопрос задаете вы, второй – ребенок. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Если малыш не уверен в правильности вашего суждения, попросите кого-нибудь со стороны оценить этот ответ. Малыш тоже имеет право сомневаться! И старайтесь это право не подавлять своим авторитетом.

Следующий комплекс игр направлен на развитие логических приемов классификации и систематизации. Овладение приемом классификации (мысленного распределения предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками) научит ребенка анализировать материал, сопоставлять друг с другом его отдельные элементы, находить в них общие признаки и осуществлять на этой основе обобщение (т. е. мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам), а также распределять предметы по группам на основании общих признаков. Т. о., классификация предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Овладение приемом систематизации (т. е., умением приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать определенную последовательность) научит ребенка выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять их по этим признакам, т. е. уметь выполнять элементарные действия сравнения и классификации.

Игра «Универсальный магазин"

Игра на классификацию, умение осуществлять опережающее обобщение, а также умение использовать понятия третьей степени обобщенности (абстрактные родовые понятия).

Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы).
Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

Второе задание – более сложное. Оно требует осуществления обобщенности третьей степени (когда обобщенное слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объема). В данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце игры важно, чтобы малыш объяснил свои действия и ответы.
Так же можно использовать в игре и другие группы объектов.


Игра «Кто самый-самый"

Игра позволяет научить малыша мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты (вербальная сериация). Совершенствуется и оперативная память.

Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

1. Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

2. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких).

Данный тренинг должен проводиться системно, в игровой форме. Обязательное условие игры: увлекательность, доступность, соревновательность.

Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться к школе
 Известно, что период адаптации – очень сложный и важный этап для ребёнка-первоклассника. Обычно он длится от одного до трёх месяцев, но бывает, что затягивается и на более длительный срок. У очень многих детей наблюдаются в это время различные психологические нарушения: некоторые из них очень шумны, крикливы, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Бывают и нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, ведь требования к нему резко увеличиваются.

Часто бывает так, что ребёнок может прекрасно учиться, быть отличником и, тем не менее, испытывать серьёзные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. И аспирином здесь вы не обойдётесь. Если вы почуяли неладное с вашим малышом, обязательно обратитесь к школьному психологу.

   А для начала прислушайтесь к нашим советам:

 1. Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
 2. Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.
 3. Дома – без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
 4. Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.
 5. Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.
 6. В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
 7. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.
 8. При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри, не балуйся» или «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдёте несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.
 9. Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
 10.Чаще разговаривайте о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
 11.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». (Подробнее о выполнении домашнего задания читайте в нашей рассылке «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков»).
 12.Во время приготовления уроков не «сидите над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше.
 13.Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
 14. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи.
 15. Если у вас что-то не получается, возникают трудности во взаимоотношениях с ребёнком, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней и литературу для родителей.
 16. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение. Чаще всего – это показатели утомления и трудностей в учёбе.